Первый Тамбовский благочиннический округ - Образовательная и духовно-просветительская деятельность
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 
Образовательная и духовно-просветительская деятельность

Отдел религиозного образования и катехизации

Заведующий отделом: протоиерей Игорь Груданов.

Информация

Об оглашении желающих принять Таинство Крещения.

Уважаемые настоятели и руководители Воскресных школ!
Просим Вас скачать и заполнить анкету по деятельности Воскресных школ.

Заполненную анкету пришлите на адрес: orok_te@mail.ru

Анкета по деятельности Воскресных школ (формат doc).

Уважаемые настоятели и руководители приходских библиотек!
Просим Вас скачать и заполнить анкету для библиотек.

Заполненную анкету пришлите на адрес: orok_te@mail.ru

Анкета для библиотек (формат doc). При заполнении анкеты ставьте «+» или «–».

Предлагаем также вашему вниманию Методические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки (формат doc).

Объявлен епархиальный (региональный) конкурс «Красота Божьего мира», с условиями конкурса можно ознакомиться по ссылке:  Положение о епархиальном (региональном) этапе конкурса «Красота Божьего мира», 2011 год, ТЕ (формат doc).

Предлагаем для  проведения бесед с родителями брошюру Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Православная культура в светской школе» (формат doc).

Полезные ссылки

 

 

Жизнь благочиния

26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», организатором которого выступил Издательский совет Русской Православной Церкви.

В работе семинара приняли участие преподаватели, студенты и сотрудники Московской Духовной академии и семинарии, Санкт-Петербургской Духовной академии, Рязанской Духовной семинарии, Екатеринодарской Духовной семинарии, Курского государственного университета, Рязанского государственного университета, а также монашествующие, духовенство, сотрудники библиотек и архивов, занимающиеся исследованием жизни и творчества святителя Феофана.

В работе семинара принял участие  с докладом «Открытие сельских церковных школ и благочиннических библиотек при святителе Феофане в Тамбовской епархии» выступил священник Димитрий Пимкин, настоятель храма святителя Феофана Затворника города Тамбова, студент Московской духовной академии

 

              

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД: «Открытие церковных сельских школ и благочиннических библиотек при святителе Феофане в Тамбовской Епархии»

В ходе реформ времен 1804 – 1814 годов в Российской империи была создана стройная система образования, начиная от низших школ и заканчивая высшими, которая просуществовала с небольшими изменениями вплоть до революции 1917 года. Эти реформы предусматривали создание сети церковно-приходских школ, которые «предназначались для начального обучения детей и других сословий, в первую очередь податных»[1]. В первой половине века школ открывалось мало, процесс ускорился в 1850-х годах. Святитель Феофан став Тамбовским преосвященным особое внимание уделил открытию таких школ. Им в 1860 году был издан специальный циркуляр, призывающий священнослужителей открывать школы для народа у себя на приходах. В 1862 году были разработаны правила для приходских училищ, где главное наблюдение за школами возлагалось на ректора семинарии. Святитель надеялся, что духовенство отнесется к этому делу с энтузиазмом, поэтому в правилах предлагалось вступать в переписку с ректорам по всем училищным вопросам, причем эта переписка «должна быть свободна от всяких стеснений; для сего дозволить духовенству откровенно выражать все свои нужды, соображения, наблюдения, с полным доверием и убеждением, что их откровенность будет хранима с осторожностью и что за нее никто не подвергнется ничьей притязательности и никакой ответственности»[2]. В этих же правилах определялись и средства содержания училищ: «Приглашать прихожан к пожертвованиям на приобретение учебных пособий для местных училищ. Еще лучше, -- уговорить прихожан избрать из среды себя надежного попечителя училища, на котором и будет лежать удовлетворение c помощью прихожан всех материальных нужд училища»[3]. И сам святитель «при всяком удобном случае приглашал к пожертвованиям на великое и богоугодное дело народного образования»[4].

На призыв своего архипастыря тамбовское духовенство в целом откликнулось. По тем данным, которые публиковались в «Тамбовских епархиальных ведомостях», всего за это период было открыто 343 школы в которых обучалось 7154 мальчиков и 449 девочек. Из представленной ниже таблицы видно, что школы были открыты во всех уездах Тамбовской губернии, и лидером среди них был Козловский уезд.

Сельские школы Тамбовской епархии в период с 1861 по 1863 года

Название уезда

Количество школ

Количество обучающихся (м/д)

1

Козловский

65

1331/128

2

Тамбовский

57

920/22

3

Моршанский

41

744/100

4

Липецкий

39

643/10

5

Спасский

28

527/70

6

Кирсановский

20

584/21

7

Усманский

19

524/7

8

Лебедянский

17

291/40

9

Шацкий

16

343/17

10

Темниковский

16

480/15

11

Борисоглебский

13

558/17

12

Елатомский

12

209/2

А наименьшее количество школ было открыто в Елатомском уезде. Школы эти были, как правило, небольшие в среднем 20 человек (самая большая в с. Лосина Елатомского уезда 98 человек и самая маленькая 6 человек в с. Ивановка Липецкого уезда).

Из данных следующей таблицы видно, что для обучения дети чаще всего собирались в домах духовенства, однако определенный интерес проявили и крестьянские общины, выделив под школы отдельные общественные дома, а также помещики и просто крестьяне. Проблема с помещениями была одной из главных при открытии школ, к примеру, в с. Большие Алабухи Борисоглебского уезда священник смог принять в своем доме 27 детей, но «желающих обучаться явилось до 100 человек, но помещений для такого числа учащихся пока в виду не имеется»[5]. Вся тяжесть трудов по открытию и содержанию школ выпала на долю священников, как и по преподаванию в них, которое осуществлялось безвозмездно.

Помещения для школ

Дома свящ-ов

Дома диаконов

Дома причетников

Общ-ые дома

Церк-ые караулки

Дома помещиков

Обыв-ие дома

184

20

24

58

47

7

3

Это видно из следующей таблицы. Но посильную лепту вносили и другие члены причта, а также жены, дочери и сестры священнослужителей. Среди обучающих были и грамотные крестьяне.

Обучающие в школах

Свящ-ки

Свящ-ки и причетники

диаконы

причетники

Жены и дочери духов-ва

крестьяне

278

15

22

25

7

3

Иной раз духовенство проявляло особое рвении в своей заботе о школах. Священник с. Власовка Борисоглебского уезда на свой счет купил для школы столы, стулья и буквари[6], а священник с. Пичкеряевский Майдан Спасского уезда на свои средства построил флигель и передал его под школу[7].

Обучали в церковных школах элементарной грамотности и основам православной веры. Вот какие предметы изучали в школе при Федоровской пригородной церкви г. Моршанска: «Умеющим читать – объяснять св. историю и катихизис, воскресные Евангелия, чин Божественной литургии и прочих церковных служб и праздников, обучать их свободному чтению по церковной печати, а способных и церковному пению, а также четырем правилам арифметики и счетоводству. Таким образом, ученики разделяются на два класса: в первом начинающие учиться грамоте, во втором слушающие уроки св. истории и других предметов»[8].

Дело народного образования развивалось трудно, во многом по причине того, что сами крестьяне не всегда понимали необходимости обучения их детей. Усманский благочинный Иоанн Спиридонов по этому поводу писал в свое отчете: «Для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения, при всех церквах ведомства моего, священниками заведены приходские школы. Но эта великая со стороны священников благу общему жертва не вызвала достодолжного сочувствия со стороны их прихожан. Они приняли это за явление более частное и несостоятельное»[9]. Школы терпели нужду во всем «в столах, скамьях, в отоплении, в прислуге, а не менее и в попечителях из самих прихожан, в учебных книгах, бумаге, чернилах, больших и малых досках»

Еще одна идея, которая была реализована в годы правления святителя Феофана связана с открытием благочиннических библиотек. Епископ так определяет необходимость этих библиотек: «Духовная литература год от году все расширяется. Священнику надо быть с ней знакому и для того, чтобы самому совершенствоваться в познаниях, и для удобнейшего научения своей паствы истинам Божиим. Между тем учительных книг в церковных библиотеках Тамбовской епархии, как видно из сведений, вовсе мало, и не каждая церковь в состоянии иметь все книги, могущие заслуживать внимания. Чтобы доставить священникам возможность читать все, что будет сочтено для него полезным, то для этого необходимо завести благочиннические библиотеки…»[11]. Библиотеки начали открываться в 1860 году. В связи с открытием библиотек стоит и проведение административной реформы. Когда благочинные стали выписывать книги для библиотек, с них на почте кроме страховых денег требовали и так называемые весовые, которые брали с частных, а не должностных лиц, чтобы придать благочинным официальный статус в глазах чиновников святитель распорядился: «Чтобы благочиния каждого уезда были разделены на части, и благочинный каждой части завел печать для официальных бумаг по примеру Киевской епархии»[12], так было положено начало полноценных благочиннических округов.

Открытие библиотек было одной из тех мер с помощью, которых святитель Феофан хотел повысить духовный и образовательный уровень духовенства с тем, чтобы оно занималось духовно-просветительской работой среди своих прихожан. Еще в октябре 1859 года святитель предписывал духовной консистории, чтобы священники «довели своих прихожан до знания Символа веры, Заповедей Господних и молитвы Господней с другими нужными повседневными молитвами, и чтобы заботились о сказывании поучений в церкви, -- особенно с изъяснением отеческих писаний, в русском переводе, для чего поручить благонадежным лицам составить каталог книг»[13]. Самим священнослужителям владыка предложил пройти испытания, которые проведут благочинные в знании «предметов, относящихся до их должностей и, по произведении экзаменов всех поименно священноцерковнослужителей их ведомств, непосредственно после сего представить мне списки – с отметкою  кто как знает свои правила»[14].

Подводя итоги нужно отметить, что стремление святителя Феофана заниматься духовным просвещением своей тамбовской паствы вылились в создание сети церковных школ и открытии благочиннических библиотек. Но надо заметить, что открытие церковных школ не всегда находили поддержку среди крестьян, школы чаще всего размещались в домах священнослужителей и терпели нужду во всем необходимом для учебы. Причина такого состояния школ заключалась в том, что изначально не было определены источники финансирования школ, а больше полагались на инициативу настоятелей храмов и жертвы на школьное дело крестьян.

 

 

[1] Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700 – 1917). М., 2003. С. 120

[2] Правила относительно сельских приходско-церковных училищ // ТЕВ. 1862. № 4. С. 52 – 53.

[3] Там же. С. 54.

[4] Ключарев А. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность (1815 – 1894). Казань, 1904. С. 63

[5] ТЕВ. 1862. № 43. С. 117.

[6] ТЕВ. 1862. № 36. С. 75.

[7] ТЕВ. 1861. № 27. С. 6

[8] О школах в г. Моршанске // ТЕВ. 1863. № 3. С. 34.

[9] Описание состояния приходских училищ // ТЕВ. 1863. № 4. С. 96.

[10] Там же. С. 97.

[11] Свирин А. Н. Об учреждении благочиннических библиотек в период правления
свт. Феофана на Тамбовской кафедре // Феофановские чтения. 2012. Вып. VI. С. 230.

[12] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1751. Л. 158.

[13] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1672. Л. 70.

[14] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1673. Л. 47, 51.

 

 

Основы православной культуры: от уроков к праздникам

24 мая 2012 г. День славянской письменности и культуры в общеобразовательной школе села Кузьмино-Гать.

 

Занятия в воскресной школе Иоанно-Предтеченского храма с.Ивановка.

  

Воспитанница воскресной школы Иоанно-Предтеченского храма Осипова Анна получила диплом III степени областного конкурса "Православная культура Тамбовского края"

 

24.05.2011 г. в с.Бахарево Сампурского района у памятного креста, воздвигнутого на месте разрушенного храма, был отслужен молебен. Настоятель Иоанно-Предтеченского храма с.Ивановка благословил выпускников Бахаревской школы на успешную сдачу экзаменов и пригласил их на обучение в учебные заведения Тамбовской епархии.

 

25.05.2011 г. настоятель Иоанно-Предтеченского храма принял участие в празднике, посвященному последнему звонку в Ивановской СОШ. Он обратился с напутственным словом к выпускникам школы.

01.07.2011г. Знаменская воскресная школа. После занятий не все спешат домой.

 

03.10.2011 г. Настоятели храмов 1 Тамбовского благочиния посетили школы на территории своих Приходов. Они приняли участие в родительских собраниях 4-х классов и рассказали о необходимости преподавания Основ православной культуры в рамках школьной программы

25 октября в храме с.Ивановка Сампурского района прошел урок Основ православной культуры. Настоятель храма рассказал обучающимся 5 класса Ивановской школы о храме, о Богослужении и церковных таинствах.

15 ноября 2011 г. Настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановка посетил Сампурский аграрно-технологический техникум. После освящения зданий и помещений техникума, состоялась беседа с преподавателями и учащимися. В ходе беседы были достигнуты договоренности по поводу проведения священником ежемесячных занятий по предметам правосланой веры в техникуме.

 

14 марта в Сатинской районной библиотеке прошел День православной книги. В мероприятии под названием «Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся» приняли участие преподаватели и учащиеся старших классов Сатинской СОШ, работники библиотеки и настоятель Иоанно-Предтеченского храма с.Ивановка протоиерей Георгий Золотов, который рассказал собравшимся о роли св.Библии в истории и современности.

26 марта в Ивановском филиале МОУ Сатинской СОШ прошло родительское собрание по вопросу преподавния предмета "Основы православной культуры". Настоятель Иоанно-Предтеченского храма рассказал родителям о новом предмете. Родители дали письменное согласие на обучение своих детей Основам православной культуры.